воскресенье, 3 марта 2019 г.

Анализ стихотворения М. Цветаевой «Идешь, на меня похожий…» (1913 г.)*


Тематика. Жизнь и смерть

Идея. Смерть неминуема, но она делает каждого человека причастным к вечности.

Специфика жанра. Элементы элегии, философской лирики; написано в форме монолога.

Хронотоп. Переплетаются два временных пласта: тот, в котором лирическая героиня (Цветаева) ещё была жива, и тот, в котором прохожий стоит возле ее могилы.

Размер. Четырехстопный ямб.

Ключевые образы. Лирическая героиня, прохожий, куриная слепота, мак, кладбищенская земляника.





ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА:


Аллитерация и ассонанс. Аллитерация шипящих и свистящих воспроизводит шелест травы.


Метафоры. 
Ты весь в золотой пыли.

Сравнение. Сравнение лирической героини с прохожим. 
Идешь, на меня похожий…

Эпитеты. Стебель – «дикий», земляника – «кладбищенская», её – «крупнее и слаще» нет, пыль – «золотая».


Синтаксические и стилистические особенности:

Обращения
Прохожий, остановись!

Восклицательные предложения.
Я их опускала – тоже!
Как луч тебя освещает!

Анафоры.
Легко обо мне подумай, 
Легко про меня забудь.

Повторяющийся союз «тоже».
Я их опускала – тоже!
...
Я тоже была, прохожий! 

* - Анализ взят из книги: Литература. Весь школьный курс в таблицах / сост. А.К. Северинец. - Минск: Принтбук: Кузьма, 2018. - 432 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий