понедельник, 11 февраля 2019 г.

Марина Цветаева и София де Сегюр. Часть 1

Автор: Инна Башкирова

В «Повести о Сонечке» образ героини создается совокупностью образов, заимствованных у разных авторов, среди которых значительное место принадлежит Софии де Сегюр. За сходством имен в их контрасте с нерусскими фамилиями: «Софья Голлидей — Софья Сегюр» Цветаева увидела более глубокие аналогии, которые привели ее к декларации:

«Petite fille modèle — et bon petite Diable. Toute ma petite Сонечка — immense — tenue dans la C-tesse de Ségur. On n’est compatriotes pour rien! [Примерная девочка — и добрый Чертенок. Вся моя маленькая Сонечка — огромная — содержащаяся в графине де Сегюр. Соотечественницами без причины не бывают!] (Графиня де Сегюр — большая писательница, имевшая глупость вообразить себя бабушкой и писать только для детей. Прошу обратить внимание на ее сказки «Nouveaux Contes de Fées» (BibliothèqueRose)[i] — лучшее и наименее известное из всего ею написанного — сказки совершенно исключительные, потому что совершенно единоличные (без ни единого заимствования — хотя бы из народных сказок). Сказки, которым я верна уже четвертый десяток, сказки, которые я уже здесь в Париже четырежды дарила и трижды сохранила, ибо увидеть их в витрине для меня — неизбежно — купить» [СС4: 327-328].

Кто такие «примерная девочка» и «добрый Чертенок»? Что реально стоит за сходством имен?
При том, что Цветаевой были известно многое об отце Софии графе Ф. В. Ростопчине, что отражено, например, в стихотворении «Бузина» (1931), при долгом увлечении ее родственницей поэтессой Е. Ростопчиной, книгой Ф.-П. де Сегюра «История Наполеона и Великой Армии в 1812 г.» и личностью его отца, дипломата и историка Л.-Ф. де Сегюра, в жизнь и личность Софии де Сегюр в особенной степени могла привлечь Цветаеву сходством с судьбой ее близких и ее собственной.

София Федоровна Ростопчина, дочь графа Федора Васильевича Ростопчина (1763-1826), военного губернатора Москвы, родилась в Петербурге 19 июля/1 августа 1799 г. Ей выпало довольно аскетическое воспитание в поместье Вороново, под тяжелой рукой матери, сочетавшей спартанские принципы и суровое наказание с высокими требованиями в обучении языкам, музыке, умению держать себя в обществе и выносить трудности. Все это пригодилось ей, когда ее семья, оказавшись в опале, связанной с ролью Ростопчина в пожаре Москвы 1812 г. и переходом его жены в католичество (что вслед за матерью повторила и дочь), была вынуждена эмигрировать сначала в Польшу, а затем — в Германию и Италию, чтобы обосноваться во Франции.

14 июля 1819 г. Софи вступила в брак с Эженом де Сегюром, представителем блестящего клана, но не без своих мрачных тайн (незадолго до этого отец бросился с моста в Сену). Брак нельзя было назвать счастливым. Высокое звание пэра не мешало свободному образу жизни графа и его многочисленным изменам. Много лет графиня де Сегюр провела в подаренном ей отцом в 1822 г. поместье Нуэтт, где в одиночестве воспитывала своих восьмерых детей. Их отец лишь изредка являлся проведать "наседку", как он именовал свою русскую жену.


Но это во многом вынужденная жизненная замкнутость неожиданно обернулась удачей, позволившей Софи де Сегюр раскрыть литературный талант: задуманной Луи Ашеттом «Розовой библиотеке» — серии книг для детей и юношества — требовались авторы, и собранные в сборник «Новые сказки фей» истории, которые заботливая мама, ставшая заботливой бабушкой, рассказывала детям, стали популярнейшим чтением тысяч французских детей и принесли славу как «Розовой библиотеке», так и ее основному автору.

Сегюр написала 20 романов для детей и три тома переложений религиозных книг. Среди самых известных произведений — «Примерные девочки», «Новые сказки фей», «Проделки Софи», «Каникулы», «Маленький горбун», «Сонины проказы» и др.

Жизнь Софии де Сегюр никогда не была легкой: ей пришлось пережить смерть мужа и двоих детей. Последние годы она провела в Бретани, в поместье дочери Анриэтты. Болезни и тревоги все более и более разрушали ее; 9 февраля 1874 г. графиня София де Сегюр скончалась.


Однако ее писательская слава не померкла; по сей день София де Сегюр считается во Франции классиком детской литературы. Ее романы проникнуты духом морализаторства, их цель — в художественной форме объяснить ребенку, как найти правильный путь в жизни, как преодолеть последствия неправильного воспитания, показать, к чему ведут неисправленные в детстве пороки.



[i] «Новые сказки фей» («Розовая библиотека») (фр.).

ЛИТЕРАТУРА
Цветаева 4 — Цветаева М.И. Собрание сочинений: В 7 т. Т.4: Воспоминания о современниках. Дневниковая проза/ Сост., подгот. текста, послесл. и коммент. А.А.Саакянц и Л.А.Мнухина. — М.: Эллис Лак, 1994.
Интернет-источники:
L'ŒUVRE DE LA COMTESSE DE SEGUR

Комментариев нет:

Отправить комментарий