пятница, 8 февраля 2019 г.

Стихотворение Марины Цветаевой «Розовый домик». Попытка интерпретации

В сборнике «Волшебный фонарь» (1912) есть три стихотворения, в которых слово Дом вынесено в заглавие. Это Розовый домик, Домики старой Москвы и «Прости» волшебному дому. Это трехкратное обращение к одной и той же теме, но на разных уровнях, можно воспринимать, как один из примеров структурообразующего повтора, характерного для жанра сказки. (О других приметах сказки в содержании и структуре сборника я расскажу отдельно в свой черед).

Стихотворение «Розовый домик» является, пожалуй, самым загадочным из этой тройки, т.к. оно вызывает больше всего вопросов: что за домик имеется в виду, почему домик розовый, почему данное стихотворение расположено в сборнике не рядом с двумя другими о Доме? Попробуем сделать несколько предположений на этот счет.

Меж великанов-соседей, как гномик
Он удивлялся всему.
Маленький розовый домик,
Чем он мешал и кому?
Чуть потемнеет, в закрытые ставни
Тихо стучит волшебство.
Домик смиренный и давний,
Чем ты смутил и кого?
Там засмеются, мы смеху ответим.
Фея откроет Эдем…
Домик, понятный лишь детям,
Чем ты грешил, перед кем?
Лучшие радости с ним погребли мы,
Феи нырнули во тьму…
Маленький домик любимый,
Чем ты мешал и кому?

У Андерсена есть сказка «Старый дом», в которой речь идет о «старом-старом доме», случайно сохранившемся на улице, где «все остальные дома… были такие новенькие, чистенькие, с большими окнами и прямыми, ровными стенами» (ср. «Меж великанов-соседей, как гномик…»). Нет сомнения, что данную сказку М.Цветаева перечитывала (или, по крайней мере, вспоминала) весной 1911 г., т.е. в то время, когда шла работа над «Волшебным фонарем», т.к. в письме к М.А. Волошину от 18.04.1911 она приводит цитату из этой сказки:

Что позолочено — сотрется,
Свиная кожа остается!

Вероятно, эта сказка оказалась созвучна ее собственным переживаниям того времени. Сказка напомнила ей дом в Трехпрудном переулке, который после смерти матери стал совсем пустым, одиноким, в котором, как и в домике Андерсена, живы только воспоминания. Какими, должно быть, близкими и понятными показались ей слова оловянного солдатика, который жаловался мальчику, что «уже плакал оловом», потому что в этом доме «слишком печально!», который пытался объяснить, что, если воспоминания посещают тебя слишком часто, «им не обрадуешься!».

Рискну предположить, что речь в стихотворении «Розовый домик» идет о «Старом доме» Андерсена. Почему он розовый? Первый, самый очевидный, ответ мы находим, когда читаем сказку Андерсена: т.к. комнаты старого дома были обиты свиной кожей, с которой стерлась позолота. Второй ответ менее очевиден, но тоже вполне вероятен. Розовый цвет – является одним из лейтмотивов «Волшебного фонаря», он ассоциируется с детством, с началом жизни.

Таким образом, разрушение «розового домика» — это некоторое изначальное событие, произошедшее на заре жизни и ставшее первым звеном в цепи однородных событий (первый элемент повторяющейся темы разрушения старых домов). Данную тему подхватывают стихотворения «Домики старой Москвы», в котором процесс разрушения старых домов показан уже как массовое явление, и «Прости волшебному дому», которое смещает угол зрения на данную проблему с плана общественного на план личностный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий