четверг, 14 февраля 2019 г.

Соснина Е. Б. Музы Трёхпрудного переулка. Неизвестное о семье Цветаевых

Автор: Инна Башкирова

Соснина Е. Б. Музы Трёхпрудного переулка. Неизвестное о семье Цветаевых в письмах, фотографиях, документах. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, Иваново: Издательский дом «Референт», 2005. — 296 с.

Небольшая по объему книга Е. Сосниной сразу после выхода в свет прочно заняла место в ряду лучших фактографических изданий по цветаеведению.



Одна из заслуг  автора — открытие новых данных о двух замечательных женщинах, в разное время бывших хозяйками дома в Трехпрудном. Каждая была наделена уникальными талантами, раскрыть которые им почти не удалось. Это и позволило назвать их музами Трехпрудного переулка.

Чрезвычайно интересен рассказ о первой жене И.В. Цветаева — Варваре Дмитриевне Иловайской.


О ней до выхода книги почти ничего не было известно, кроме посвященных ей фрагментов в произведениях М.И. и А.И. Цветаевых. Эти сведения в большой степени носили мифологический характер. Теперь же получено более точное представление о ее жизни, характере, истории отношений с И.В. Цветаевым, которые привели к браку — счастливому и недолгому.

Из приводимых документов видно, что еще будучи невестой, В.Д. Иловайская глубоко вошла в духовный мир будущего мужа:

«В письмах И. В. Цветаев постоянно рассказывает В. Д. Иловайской о своей работе в университете. В ответ она удивленно спрашивает: “Сколько же лекций Вы читаете в день, если их нужно писать всю ночь?” Варвара Дмитриевна даже пытается вмешиваться в ход его размышлений по поводу выбора дальнейшего пути: “Вы человек науки и жизнь свою должны отдать вполне науке и славе, а царская служба Вам может разве только помешать”» (Соснина: 33).

Живой интерес к делам И.В. Цветаева у его жены сохранялся все время их совместной жизни, этому не мешало ни обустройство семейного гнезда, ни рождение дочери Валерии.

«Варвара Дмитриевна находит время помогать по мере возможности и в работе Ивану Владимировичу. Уже в 1881 г. она начинает переводить его изданные очерки об Абруццах на французский язык для Антонио Де Нино, итальянского ученого, коллеги и друга Цветаева <…> Вместе с женой И. В. Цветаев ездил в Италию, где по-прежнему напряженно работал в музеях и в тех исторически значимых регионах, где сохранились памятники письменности доримских времен» (Соснина: 38).

Жизнь молодых супругов складывалась на редкость красиво, разнообразно, полноценно:

«Атмосфера дома в Трехпрудном переулке, который Варвара Дмитриевна получила в приданое от своего отца, была безоблачной и очень часто праздничной. Этот дом всегда был открыт для гостей, здесь каждую пятницу (с перерывом на лето) устраивались журфиксы» (Соснина: 41).

Но рождение сына Андрея оказалось роковым для Варвары Дмитриевны. Через несколько дней после родов 27 апреля 1890 г. она внезапно скончалась.

Иван Владимирович долго переживал горе. В книге опубликована часть его переписки с другом — И. В. Помяловским (1845‒1906), из которой мы узнаем, как трудно приходилось вдовцу с двумя маленькими детьми управляться с домом, покинутым его хозяйкой.

«Цена семейного благополучия познается во всей силе только с его потерей, с наступлением одиночества. Тут только становится ясным все благо хорошо сложившейся семейной жизни; а когда наслаждаешься этим счастьем, также мало взвешиваешь его, как мало думаешь о важности здоровья до наступления болезни» (Соснина: 192-193).

Но жизнь брала свое, и в 1891 г. порог дома в Трехпрудном переступила новая Муза — Мария Александровна Мейн.


О том, как устраивался семейный уклад, мы узнаем из дальнейшей переписки И.В. Цветаева с И.В. Помяловским:

«С появлением хозяйки настал конец тому хаосу, тем вечным неурядицам и злоключениям, которые свили себе гнездо в моем доме без Варвары Дмитриевны. Все пришло в должный порядок, все движется по дамскому камертону: вовремя накормлены, вымыты, уложены спать дети, вовремя производится чистка дома, вовремя тушатся свечи, вовремя встает и ложится прислуга; замолкли и вечные их перебранки и перекоры меж собою» (Соснина: 230).

Из переписки становится известным и об обстоятельствах события, произошедшего в конце сентября 1892 г.:

«Ныне исполнилось 9 дней с появления на свет дочери Марины, М<арья> А<лександров>на сидит сейчас у постели в кресле и слушает лопотанье увивающейся около нее Леры. Первый дебют М<арьи> А<лександров>ны был очень трудным: доктор вынужден был делать операцию и вынимать ребенка силою. Намучившись, она сама умоляла прибегнуть к щипцам. Недаром ее отец, потерявший мать М<арьи> А<лександров>ны при появлении последней на свет, поставил доктора еще накануне родов.
Теперь все понемногу приходит в должный порядок. М<арья> А<лександров>на кормит сама и доколе дело идет благополучно
» (Соснина: 234).

Об этом событии нам известно сказанное по-иному, но так же точно и ярко:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.


Так явился в мир творец, благодаря которому дом в Трехпрудном переулке и его обитатели — в том числе и хозяйки дома, его истинные Музы — заняли свое место на исторической карте Поэзии.

Опубликованная переписка, обилие уникальных фотографий, содержательные комментарии и сопроводительные статьи — все это создает книге Е. Сосниной долгую читательскую судьбу.

ЛИТЕРАТУРА
Соснина — Соснина Е. Б. Музы Трёхпрудного переулка. Неизвестное о семье Цветаевых в письмах, фотографиях, документах. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, Иваново: Издательский дом «Референт», 2005.

Комментариев нет:

Отправить комментарий