суббота, 9 февраля 2019 г.

Анализ стихотворения М.И. Цветаевой из цикла «Стихи о Москве» (2): «Из рук моих — нерукотворный град…»


Автор: Инна Башкирова

Второе стихотворение в цикле «Стихи о Москве»: Из рук моих — нерукотворный град…» написано в тот же день, что и первое: «Облака — вокруг…» — 31 марта 1916 г. Но трудно представить себе, что эти стихотворения созданы в один день: так различны они по характеру и тематике. Приведем его полностью.


Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По цéрковке — всé сорок сороков,
И реющих над ними голубков.

И Спасские — с цветами — воротá,
Где шапка православного снята.

Часовню звездную — приют от зол —
Где вытертый от поцелуев — пол.

Пятисоборный несравненный круг
Прими, мой древний, вдохновенный друг.

К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного сведу.

Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил…
Ты не раскаешься, что ты меня любил.
31 марта 1916
Если адресат стихотворения «Облака — вокруг…» прочитывается ясно: стихи адресованы дочери, то кому обращено стихотворение «Из рук моих — нерукотворный град…» для читателя неизвестно. Из первого прочтения текста понятно одно: героиня дарит Москву человеку, ставшему для нее «вдохновенным другом», «прекрасным братом». Но что делает в Москве этот древний гость, откуда он взялся? И почему для подарка понадобились голуби, церкви, часовни? Что за покров падает на гостя с неба?


Для того, чтобы разобраться в этой загадочной символике, попробуем обратиться к реальному фону произведения. Посмотрим на дату под стихотворением — 31 марта 1916 г. — с другой стороны. Из биографии Марины Цветаевой мы узнаем, что это время было периодом интенсивного общения с петербургским молодым поэтом — Осипом Мандельштамом (1891-1938). Они были знакомы еще по Коктебелю, но в январе-феврале 1916 г., когда Мандельштам несколько раз приезжал в Москву и встречался с Цветаевой в общем кругу, знакомство переросло в короткий бурный роман. Захваченные взаимным сильным увлечением, полные обоюдного интереса и восхищения, они дни напролет бродили по городу. После очередного возвращения Мандельштама в Петербург последовал обмен поэтическими посланиями. 

Известно 11 стихотворений Цветаевой и три — Мандельштама. В их числе — стихи «В разноголосице девического хора…», где упоминаются и «церкви нежные», и голуби, и пятиглавые московские соборы. Это отклик на то паломничество по московским святыням, которое устроила Цветаева «вдохновенному другу». Мандельштам находит в увиденном связи с итальянской культурой и даже в этом духе обыгрывает фамилию Цветаевой: «Успенье нежное — Флоренция в Москве…» — «Успенский собор был построен в 1475 — 1479 гг. флорентийским архитектором А. Фиораванти. (Флоренция — по наблюдению В. М. Борисова, этимологически точный перевод фамилии Цветаевой <…> » (Мандельштам 1: 474-475)


Цветаева увидела смысл совместного путешествия по Москве в другом. «Древняя кровь», «странность», чужеземство — приметы не только иногороднего, но и инородного статуса Мандельштама. Исповедующему иную веру (еврей по национальности, Мандельштам был лютеранином) незнакомы и, может быть, непонятны православные святыни. И героиня, как можно представить, задумывает «открыть глаза» иноземному гостю, приобщить к новым ценностям.


Маршрут путешествия выглядит как неторопливое, неуклонное, торжественное приближение к конкретной цели. Сначала гость наблюдает внешние, общие проявления московской духовной атмосферы: бесчисленные церкви, бесчисленные стаи голубей — священных птиц. Потом он входит в «звездную» Иверскую часовню у Воскресенских ворот (ее голубой купол усыпан звездами). Иверская часовня — место всенародного поклонения, буквально пропитанное аурой святости и истовой веры. Затем чужеземца проводят через Спасские ворота — главный проход в Кремль. Перед ними он узнает о традиции обнажать голову — так происходит непосредственное приобщение к святыням. После этого он попадает на Соборную площадь, где предстает перед лицом величественных храмов. Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения и колокольня «Иван Великий» образуют «несравненный круг», в котором мысли об иноземных архитектурных заимствованиях отступают перед мощным великолепием оплотов православной веры.


Венец путешествия — собор, в котором хранится икона Божьей Матери под названием «Нечаянная радость». Сюжет ее — история грешника, который за кощунство был наказан Богородицей, а после раскаяния получил нечаянную радость прощения. К моменту явления иконы пришелец прошел все стадии посвящения и духовно подготовлен к восприятию главной святыни. Процесс перерождения, а вернее, нового рождения, достигает апофеоза: в блеске куполов, под гром колоколов Богородица окутывает новообращенного незримым покровом, и под священным пологом на его душу сходит благодать. Наделенный новыми духовными силами, он прозревает и душу той, которая приобщила его к святыням.


Город, полученный героем в подарок — «нерукотворный», то есть создан Божьим промыслом, но получает он его из земных рук, от земной женщины, и лучшей наградой за этот дар будет та же мера искренней любви. Таким может быть одно из прочтений этого стихотворения. Общий же смысл московского дарения, конечно, гораздо глубже и многограннее.


ЛИТЕРАТУРА

Мандельштам 1: О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 2 т. Т. 1. М., 1990.

Комментариев нет:

Отправить комментарий