Автор: Инна Башкирова
Второе стихотворение в цикле «Стихи о Москве»: Из рук моих — нерукотворный град…» написано в тот же день, что и первое: «Облака — вокруг…» — 31 марта1916 г .
Но трудно представить себе, что эти стихотворения созданы в один день: так
различны они по характеру и тематике. Приведем его полностью.
Второе стихотворение в цикле «Стихи о Москве»: Из рук моих — нерукотворный град…» написано в тот же день, что и первое: «Облака — вокруг…» — 31 марта
Из рук моих — нерукотворный градПрими, мой странный, мой прекрасный брат.По цéрковке — всé сорок сороков,И реющих над ними голубков.И Спасские — с цветами — воротá,Где шапка православного снята.Часовню звездную — приют от зол —Где вытертый от поцелуев — пол.Пятисоборный несравненный кругПрими, мой древний, вдохновенный друг.К Нечаянныя Радости в садуЯ гостя чужеземного сведу.Червонные возблещут купола,Бессонные взгремят колокола,И на тебя с багряных облаковУронит Богородица покров,И встанешь ты, исполнен дивных сил…Ты не раскаешься, что ты меня любил.31 марта 1916
Если адресат стихотворения «Облака — вокруг…» прочитывается
ясно: стихи адресованы дочери, то кому обращено стихотворение «Из рук моих —
нерукотворный град…» для читателя неизвестно. Из первого прочтения текста
понятно одно: героиня дарит Москву человеку, ставшему для нее «вдохновенным
другом», «прекрасным братом». Но что делает в Москве этот древний гость, откуда
он взялся? И почему для подарка понадобились голуби, церкви, часовни? Что за
покров падает на гостя с неба?
Для того, чтобы разобраться в этой загадочной символике,
попробуем обратиться к реальному фону произведения. Посмотрим на дату под
стихотворением — 31 марта 1916
г . — с другой стороны. Из биографии Марины Цветаевой мы
узнаем, что это время было периодом интенсивного общения с петербургским
молодым поэтом — Осипом Мандельштамом (1891-1938). Они были знакомы еще по
Коктебелю, но в январе-феврале 1916
г ., когда Мандельштам несколько раз приезжал в Москву и
встречался с Цветаевой в общем кругу, знакомство переросло в короткий бурный
роман. Захваченные взаимным сильным увлечением, полные обоюдного интереса и
восхищения, они дни напролет бродили по городу. После очередного возвращения
Мандельштама в Петербург последовал обмен поэтическими посланиями.
Известно 11
стихотворений Цветаевой и три — Мандельштама. В их числе — стихи «В
разноголосице девического хора…», где упоминаются и «церкви нежные», и голуби,
и пятиглавые московские соборы. Это отклик на то паломничество по московским
святыням, которое устроила Цветаева «вдохновенному другу». Мандельштам находит
в увиденном связи с итальянской культурой и даже в этом духе обыгрывает фамилию
Цветаевой: «Успенье нежное — Флоренция в Москве…» — «Успенский собор был
построен в 1475 — 1479 гг. флорентийским архитектором А. Фиораванти. (Флоренция
— по наблюдению В. М. Борисова, этимологически точный перевод фамилии Цветаевой
<…> » (Мандельштам 1: 474-475)
Цветаева увидела смысл совместного путешествия по Москве в
другом. «Древняя кровь», «странность», чужеземство — приметы не только
иногороднего, но и инородного статуса Мандельштама. Исповедующему иную веру
(еврей по национальности, Мандельштам был лютеранином) незнакомы и, может быть,
непонятны православные святыни. И героиня, как можно представить, задумывает
«открыть глаза» иноземному гостю, приобщить к новым ценностям.
Маршрут путешествия выглядит как неторопливое, неуклонное,
торжественное приближение к конкретной цели. Сначала гость наблюдает внешние,
общие проявления московской духовной атмосферы: бесчисленные церкви,
бесчисленные стаи голубей — священных птиц. Потом он входит в «звездную»
Иверскую часовню у Воскресенских ворот (ее голубой купол усыпан звездами).
Иверская часовня — место всенародного поклонения, буквально пропитанное аурой
святости и истовой веры. Затем чужеземца проводят через Спасские ворота —
главный проход в Кремль. Перед ними он узнает о традиции обнажать голову — так
происходит непосредственное приобщение к святыням. После этого он попадает на
Соборную площадь, где предстает перед лицом величественных храмов. Успенский,
Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения и колокольня «Иван
Великий» образуют «несравненный круг», в котором мысли об иноземных
архитектурных заимствованиях отступают перед мощным великолепием оплотов
православной веры.
Венец путешествия — собор, в котором хранится икона Божьей
Матери под названием «Нечаянная радость». Сюжет ее — история грешника, который
за кощунство был наказан Богородицей, а после раскаяния получил нечаянную
радость прощения. К моменту явления иконы пришелец прошел все стадии посвящения
и духовно подготовлен к восприятию главной святыни. Процесс перерождения, а
вернее, нового рождения, достигает апофеоза: в блеске куполов, под гром
колоколов Богородица окутывает новообращенного незримым покровом, и под
священным пологом на его душу сходит благодать. Наделенный новыми духовными
силами, он прозревает и душу той, которая приобщила его к святыням.
Город, полученный героем в подарок — «нерукотворный», то
есть создан Божьим промыслом, но получает он его из земных рук, от земной
женщины, и лучшей наградой за этот дар будет та же мера искренней любви. Таким
может быть одно из прочтений этого стихотворения. Общий же смысл московского
дарения, конечно, гораздо глубже и многограннее.
ЛИТЕРАТУРА
Мандельштам 1: О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 2 т.
Т. 1. М .,
1990.
Комментариев нет:
Отправить комментарий